Число профилей в соцсетях превысило численность населения

Агентство интернет-маркетинга DeltaClick (входит в рекламную группу Deltaplan) по заказу сети изданий «Деловой квартал» проанализировала аудиторию социальных сетей в городах-миллионниках в 2013-2014 гг.

В этом году практически все города, охваченные проектом, преодолели психологически значимую отметку - число профилей в социальных сетях превысило все население города, включая стариков, младенцев и тех, кто принципиально не пользуется интернетом. В среднем этот показатель составил 26%, однако в ряде городов (Екатеринбург, Казань) число профилей превышает численность населения в полтора раза. Если же сравнивать число профилей и число интернет-пользователей (в тех городах, где TNS замеряет число пользователей), то этот показатель вообще зашкаливает. Виртуальных жителей города оказывается в 2-2,5 раза больше реальных горожан, присутствующих в интернете.

Есть несколько причин, объясняющих «завышенные» цифры населения соцсетей. Во-первых, пользователи заводят новые профили, когда забывают доступ к старым. Во-вторых, ряд людей ведут несколько аккаунтов для разных целей (к примеру, один для знакомств, другой для работодателя, третий для общения с друзьями). Эти процессы аналогичны ситуации с SIM-картами, число которых также превышает число абонентов.

Другой блок причин связан с мошенничеством. Часть профилей взламывается и люди вынуждены заводить новые аккаунты. Кроме того, сети по-прежнему населяют фейковые аккаунты, боты, «мертвые души» и т.д. – все они создаются для накрутки лайков в тех или иных целях. Несмотря на ожесточенную борьбу администраций соцсетей с этим явлением, оно имеет место быть и не умрет, покуда со стороны рекламодателя есть запросы в стиле: «Приведите мне в группу миллион пользователей за неделю. Вот вам 5 копеек, сдачи не надо». Пока сохраняется миф о дешевизне smm, а основным измерителем оценки работы являются количественные показатели без учета качества, боты будут жить и размножаться.

Именно фейковые аккаунты стали драйвером роста числа профилей в «ВКонтакте» с ноября 2013 по июнь 2014 года. По данным Web Index, увеличение реальной аудитории «ВКонтакте» за указанный период по всей стране составил всего 1%. В миллионниках же число профилей скакнуло на 15%-77%. Facebook в силу меньшей популярности у населения не подвергался столь активным нападкам со стороны ботов, поэтому там ситуация более или менее ровная. Исключение составляет Ростов-на-Дону, но там скачок профилей связан, скорее всего, с техническими причинами и изменением учета географической привязки пользователей к конкретному региону. В целом же Facebook, скорее, теряет позиции в регионах, оставаясь соцсетью для избранных, более востребованной жителями столицы и ограниченным кругом пользователей из-за МКАДАа.

Стоит отметить еще ряд моментов в поведении жителей Екатеринбурга, Новосибирска, Челябинска, Красноярска, Казани, Самары и Ростова-на-Дону в социальных сетях в 2014 и 2013 гг. 

Во-первых, продолжается наращивание доли мобильной аудитории соцсетей. Активнее всего этот процесс идет в Facebook, здесь самая высокая динамика и по-прежнему самая большая доля пользователей, заходящих в соцсеть с мобильных устройств, что говорит о сохранении этой сетью ядра новаторов (в частности благодоря интеграции с социальным сервисом instagram). Практически во всех городах доля мобильной аудитории Facebook превысила 50%, а в Екатеринбурге достигла максимальных 63%. На втором месте по мобильности – основное большинство из «ВКонтакте» и на последнем месте - консерваторы из «Одноклассников».

 

Любопытно посмотреть на срез по интересам пользователей различных соцсетей. Посетители «ВКонтакте» становятся все более семейными (хотя демографический состав аудитории не изменился), «Одноклассники» стали больше интересоваться автомобильной тематикой, а в приоритетах пользователей Facebook «Путешествия» уступили место «Бизнесу и финансам». Появление последней темы в топ-3 Facebook и ее продвижение в «Одноклассниках» говорит как о развитии интереса к коммерческой тематики в социальных сетях, так и об активном внедрении этой темы рядом брендов.

По остальным показателям данные 2014 и 2013 гг. не сильно отличаются. Самой популярной и массовой социальной сетью в 2014 г. как и предыдущем периоде в регионах является «ВКонтакте», хотя есть ряд претензий к данным рекламной системы соцсети, ее лидерство подтверждается и сторонними источниками – такими как Live Internet, данными поискового спроса Яндекс, рейтингами Webomer и Alexa.

Соотношение цифр по социально-демографическим, в основном, сохраняется, особых изменений не наблюдается, что еще раз говорит как о массовости сервисов и их аналогичности соцдемструктуре городов в целом, а также о достижении ими «потолка» аудитории.

• «ВКонтакте» преобладает аудитория в возрасте до 35
• В «Одноклассниках» и Facebook доля аудитории в возрасте от 35-54 выше, чем «ВКонтакте»
• «Одноклассники» – лидеры по аудитории старше 55 лет

Подводя итоги, отметим, что, несмотря на сохранение основных позиций (объема аудитории, её структуры) мы наблюдаем увеличение времени затрачиваемого людьми на социальные сети, что вызвано развитием мобильного интернета, ведь именно социальные сети основной контент смартфонов и планшетов, а так же главный драйвер их распространения.

Если в 2011 году россияне проводили в соцсетях 9,8 часов в месяц, то в 2013 этот показатель увеличился до 10,3 часов. Больше времени в соцсетях проводят только жители Израиля. Если брать данные по конкретным соцсетям, то, по данным Comscore, россияне в среднем проводят в Facebook - 1,12 часа в месяц, в «ВКонтакте» – 7 часов в месяц (февраль, 2014). Данные по «Одноклассникам» не приводятся. 

Вернуться к списку новостей ×